Нужна ли медкнижка официанту

Действующая личная медицинская (санитарная) книжка – обязательное условие, чтобы получить допуск к работе в некоторых сферах. В частности, она необходима сотрудникам, задействованным в приготовлении, хранении, транспортировке и реализации продуктов питания, готовой пищи и питьевой воды. Следовательно, ЛМК требуется всем работникам кафе, ресторанов и иных организаций общественного питания. Но следует отдельно рассмотреть вопрос того, зачем медкнижка нужна официантам и как ее оформить.

Цель проведения медосмотра

Личной медицинской книжкой или санкнижкой называется официальный документ, в который вносят результаты комплексного обследования. Она выступает в качестве подтверждения, что сотрудника можно допустить к трудовой деятельности ввиду отсутствия противопоказаний со стороны здоровья.

Для получения действующей ЛМК необходимо пройти медосмотр. Комплексное обследование проводится с целью:

  1. Оценки состояния здоровья гражданина. При наличии ряда врожденных или приобретенных болезней допуск человека к трудовой деятельности невозможен. Если проблема не будет выявлена своевременно, сотрудник может навредить себе или коллегам во время работы.
  2. Отслеживания изменений в состоянии здоровья работника. Повторные медосмотры для продления медкнижки осуществляются в рамках профилактики развития профессиональных болезней.
  3. Защиты населения. Наличие опасной инфекции или паразитарной инвазии входит в перечень противопоказаний к работе на ряде должностей. Если такой сотрудник будет допущен к трудовой деятельности, он может заразить коллег и клиентов, что приведет к эпидемии.

Иначе говоря, прохождение медкомиссии в рамках оформления ЛМК предназначено для защиты самих сотрудников и населения в целом.

Кто обязан иметь санитарную книжку

Медкнижка входит в перечень документов, которые должны быть у всех работников ресторанов, закусочных, столовых, кафе и иных предприятий общепита. Официанты входят в эту категорию, поскольку контактируют с поварами, административными сотрудниками и клиентами. Также они участвуют в перемещении пищи и напитков в пределах заведения.

При этом требование оформить ЛМК – не прихоть работодателя. Роспотребнадзор систематически организует проверки организаций соответствующего типа, во время которых выявляют отсутствие санкнижки или использование подделки.

За чей счет оформляется медкнижка?

Для оформления санитарной книжки работнику нужно пройти медосмотр, включающий посещение докторов и ряд диагностических процедур. Но врачебные консультации и исследования относятся к категории платных услуг. Поэтому возникает вопрос о том, кто будет оплачивать медкомиссию.

В действующих законах фиксировано, что работодатель обязуется выдать средства или компенсировать сотруднику затраты на получение ЛМК. Но в действительности преобладающее число компаний стремится к экономии бюджета. Поэтому в организациях зачастую ориентируются на соискателей с готовой ЛМК или перекладывают финансовую сторону вопроса на работника.

Оформление

Для оформления медицинской книжки необходимо подготовить следующие документы: 2 фотографии (стандартный размер 3х4), СНИЛС или бумажное уведомление с номером, паспорт, прививочный сертификат. Если на руках есть флюорография, давностью не старше года, ее тоже можно взять с собой в клинику. В таком случае эту процедуру повторно проходить не потребуется.

Также необходимо заранее приобрести типовой бланк. Сделать это можно в Центре гигиены и эпидемиологии. Хотя иногда отдельная покупка не требуется. Некоторые клиники, проводящие медкомиссии, получают у Роспотребнадзора лицензию на выдачу бланков. А еще существует альтернативный вариант – оформление электронной медкнижки. Для этого нужно подать заявление через сервис государственных услуг и пройти обследование. Все результаты медосмотра будут внесены в электронную ЛМК.

Правила заполнения

На 2-3 страницах санитарной книжки указывается информация о владельце и вклеивается его фотография. Там же должно быть отмечено учреждение, выдавшее типовой бланк.

На последующих страницах сотрудники клиники ставят отметки о вакцинации, врачебные заключения, результаты лабораторной и инструментальной диагностики. Причем все сведения заверяются штампами докторов и учреждения, в котором был проведен осмотр.

Посещение врачей

Для допуска к работе официанту необходимо посетить:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • стоматолога;
  • психиатра;
  • дерматовенеролога;
  • нарколога;
  • терапевта.

Сотрудникам женского пола дополнительно требуется записаться на консультацию к гинекологу, а работницам старше 40 лет дополнительно нужно посетить маммолога.

Анализы и исследования

Вторым обязательным пунктом комплексного обследования является лабораторная и инструментальная диагностика. С целью оформления ЛМК и получения допуска к работе официанту нужно сделать:

  • клинический анализ крови;
  • электрокардиографию;
  • исследование концентрации глюкозы и холестерина;
  • общий анализ мочи;
  • флюорографию;
  • исследование крови на опасные инфекции (сифилис);
  • мазок из зева и носа на наличие патогенного стафилококка;
  • обследование на кишечные инфекции;
  • анализ каловых масс на гельминтозы;
  • мазок на микрофлору и цитологию (женщинам).

Важно отметить, что перечень врачей и список анализов могут меняться в зависимости от возраста и особенностей состояния здоровья человека. Плюс на план обследования влияет цель медкомиссии (первичное оформление или продление медкнижки).

Сроки оформления и действия

Прохождение медкомиссии в государственном учреждении занимает 2 недели. Но зачастую срок увеличивается до 1-1,5 месяцев, что связано с загруженностью врачей и лаборатории, а также со спецификой работы организации. Этот нюанс нужно учитывать, поскольку некоторые анализы считаются действительными ограниченное время.

В частной клинике пройти медосмотр можно за 3-5 дней. Причем зачастую на посещение врачей и сдачу анализов требуется один день. Остальное время необходимо, чтобы получит результаты диагностики. Такая разница в сроках обусловлена тем, что в частных клиниках для пациентов подбирают персональный график, позволяющий быстро пройти обследование.

Что касается сроков действия, то у самого бланка их нет. Бумажный носитель можно использовать, пока не закончатся листы, а электронный – не ограничен временем. Но результаты комплексного обследования не бессрочны. Поэтому для продления медкнижки требуется регулярное прохождение осмотров.

Официанту для работы нужно повторно проходить медкомиссию 1 раз в год. Хотя в некоторых случаях временным или сезонным сотрудником необходимо продлевать медкнижку каждые полгода. Этот нюанс следует уточнить заранее.

Как восстановить?

В случае утраты типовой бланк нужно приобрести повторно. Бесплатная выдача ЛМК не предусмотрена. Что касается результатов медкомиссии, то для заполнения нового бланка требуется повторно пройти обследование. Затраты в этом случае будут такими же, как при первичном оформлении ЛМК. Но если предыдущий осмотр был проведен недавно, можно обратиться в то же учреждение и уточнить, сохранились ли результаты в базе данных. При наличии необходимой информации, сотрудники клиники продублируют ее в новый бланк.затраты не потребуются.