Нужна ли медкнижка бухгалтеру

Действующая личная медицинская или санитарная книжка является обязательным документом для допуска к работе. При этом общеизвестно, что ее наличие требуется для работников, задействованных в процессах транспортировки, хранения, заготовки и реализации продуктов питания или готовой еды, а также питьевой воды. Аналогично ЛМК должна быть у лиц, связанных с обслуживанием населения.

Из-за этого многие полагают, что медкнижка не нужна тем, кто участвует в организации бухгалтерского учета и документооборота. Но это мнение ошибочно. В действительности для работы бухгалтером оформление санкнижки – такое же обязательное условие, как, например, для повара. Но нужно детальнее разобраться в том, зачем, когда и как должен быть получен документ.

Цель проведения медосмотра

Личной медицинской книжкой (ЛМК) называется документ, оформление и использование которого регламентировано законом. Это типовой бланк, в который вносят информацию о владельце, а также врачебные заключения и результаты исследований, полученные во время медосмотра. Нюансы получения, заполнения и использования ЛМК указаны в соответствующих приказах и нормативных актах Роспотребнадзора и Минздрава. Плюс ряд деталей фиксирован в Трудовом кодексе.

Чтобы получить или продлить санкнижку, работник должен пройти комплексное обследование, состоящее из врачебных консультаций и диагностических процедур. Медосмотр выполняется с целью:

  1. Оценки общего состояния работника. Дело в том, что при наличии некоторых врожденных или приобретенных патологий человек может непреднамеренно навредить собственному здоровью или коллегам во время выполнения трудовой деятельности. Поэтому доктора должны исключить противопоказания к работе на той должности, которую будет занимать гражданин.
  2. Динамического наблюдения за здоровьем человека. Повторные медосмотры проводятся в рамках профилактики развития профессиональных болезней.
  3. Защиты населения. При наличии опасной инфекции или паразитарной инвазии, работник может стать источником распространения болезни. Заражение коллег или других людей приведет к эпидемии и нанесет ущерб здоровью граждан, что недопустимо.

По сути, медицинская книжка – официальное доказательство того, что человек здоров и может работать на занимаемой должности.

Кто обязан иметь санитарную книжку

Бухгалтер выполняет большое количество работы, включающей ведение налогового учета и начисление зарплаты сотрудникам компании, а также выполняет другие задачи. Эти обязанности относятся к управлению организацией. Ввиду этого бухгалтер входит в категорию административно-управленческого персонала.

Вместе с этим известно, что наличие санитарной книжки – обязательное условие для допуска к работе, предполагающей контакты с продуктами питания и питьевой водой или обслуживанием населения. Из-за этого может показаться, что требование не распространяется на представителей административно-управленческого персонала.

На самом деле бухгалтер в рамках работы может выполнять разные поручения. Например, он может быть задействован в инвентаризации, посещать кухню или смотровой кабинет в клинике. Но даже если подобные ситуации исключены, бухгалтер, так или иначе, контактирует с другими сотрудниками организации, для которых наличие медкнижки обязательно.

Из этого следует вывод, что требование об оформлении личной санкнижки распространяется на всех работников. То есть, бухгалтер не может быть допущен к трудовой деятельности, пока не пройдет медосмотр и не получит действующий документ.

За чей счет оформляется медкнижка?

Для оформления санкнижки бухгалтеру нужно пройти комплексное обследование. Оно включает врачебные консультации и диагностические процедуры, относящиеся к платным услугам. Поэтому возникает вопрос о том, кто должен оплатить медкомиссию.

В соответствии с законами, работодатель обязуется возместить затраты или выдать средства на оформление медкнижки. Но в действительности у компаний встречается разный подход к этому вопросу. Нередко организации стремятся к экономии бюджета, а потому перекладывают расходы на сотрудников или выбирают кандидатов с готовым документом. Хотя есть и такие компании, где работодатель оплачивает обследование или даже заключает с медицинским центром договор, чтобы работники проходили медосмотры быстро и без личных вложений.

Оформление

Процесс оформления санкнижки для бухгалтера стартует с приобретения типового бланка. Это можно сделать в Центре гигиены и эпидемиологии. Также можно обратиться сразу в клинику, у которой есть лицензия на выдачу ЛМК, полученная от Роспотребнадзора.

Для первичного заполнения документа информацией о владельце с собой нужно взять 2 фотографии (размер 3х4), паспорт и СНИЛС или бумажное уведомление с номером. Плюс следует принести прививочный сертификат, поскольку в ЛМК вносят информацию о пройденной вакцинации.

Есть и упрощенный вариант – получение электронной медкнижки. В таком случае достаточно подать заявку на оформление документа через портал государственных услуг и приступить к медосмотру.

Правила заполнения

В отношении заполнения санкнижек ведется строгий контроль. На 2-3 страницах должна быть фотография и информация о владельце. Там же указывается организация, выдавшая типовой бланк.

Последующие страницы заполняются заключениями докторов, отметками о прививках, результатами диагностики. Причем информация подтверждается печатями и подписями врачей, штампами клиники, в которой гражданин проходил медосмотр.

Посещение врачей

Для получения действующей медицинской книжки необходимо посетить консультации:

  • психиатра;
  • отоларинголога;
  • нарколога;
  • дерматовенеролога;
  • стоматолог;
  • терапевта.

Сотрудникам женского пола также требуется записаться на прием к гинекологу.

Анализы и исследования

Обязательные для оформления ЛМК исследования представлены:

  • клиническим анализом крови;
  • флюорографией;
  • общим анализом мочи;
  • электрокардиографией;
  • анализ на глистные инвазии;
  • исследованием крови на сифилис и иные опасные инфекции;
  • мазком на цитологию и определение флоры (для женщин).

Дополнительно к этому могут потребоваться исследования на брюшной тиф, кишечные инфекции и стафилококк.

Сроки оформления и действия

Чтобы получить действующую санкнижку, бухгалтеру нужно пройти медкомиссию. В государственной организации на это потребуется 5-7 дней. Но нужно учитывать специфику работы и высокую загрузку таких учреждений. Из-за этого велика вероятность, что процесс посещения врачей и сдачи анализов затянется на 1,5 месяца.

В частной клинике можно пройти медосмотр за 3-4 дня. В такой организации для пациента формируется персональный график, позволяющий посетить врачей и выполнить диагностические процедуры за день. Остальное время нужно, чтобы получить результаты исследований.

Что касается срока действия, то для продления ЛМК бухгалтеру нужно 1 раз в год проходить повторные медосмотры.

Как восстановить?

В случае потери, типовой бланк ЛМК нужно приобрести заново. Затем потребуется пройти полную медкомиссию, как при первичном оформлении. Но если человек закончил медосмотр недавно, можно обратиться в ту же клинику и уточнить наличие сохраненной информации в базе данных. При положительном ответе восстановление документов упрощается, поскольку заключения врачей и результаты диагностики перенесут в новый бланк. То есть повторная медкомиссия и сопутствующие затраты не потребуются.