Электронные медицинские книжки

Личной медицинской или санитарной книжкой называется именной документ, в который вносят результаты комплексного обследования и гигиенической аттестации. Ее наличие входит в число обязательных требований для допуска к работе в определенных сферах деятельности. При этом изначально медицинские книжки выдавались на бумажном носителе. Но с течением времени появилась более удобная электронная форма. Но о том, как оформить такую санкнижку, следует рассказать детальнее.

Бумажная и электронная медицинская книжка

Личная медицинская книжка, также именуемая санитарной, выступает в качестве официального подтверждения, что у человека нет противопоказаний по здоровью для выполнения работы на определенной должности. Ее оформление предполагает прохождение медкомиссии, чтобы:

  1. Исключить наличие проблем со здоровьем, из-за которых трудовая деятельность будет сопряжена с причинением вреда организму сотрудника. Плюс регулярные повторные обследования нужны для раннего выявления патологических состояний и предупреждения профессиональных болезней.
  2. Защитить население, которое напрямую или опосредованно контактирует с работником. Здесь подразумевается, что человек не должен страдать от инфекционных или паразитарных болезней, которыми может заразить коллег или клиентов.

Иначе говоря, действующая санитарная книжка – официальный гарант того, что сотрудник не болен и может продолжать работу.

Изначально для нее была определена бумажная форма. Так, медкнижка имеет вид небольшого, прошитого нитками документа с обложкой темно-синего оттенка. Помимо этого ЛМК содержала голограмму, водяные знаки на листах и уникальный номер, а страница с информацией о владельце была ламинированной.

С 1 сентября 2023 начался переход на электронные санкнижки. Но для работников и работодателей сохранили возможность выбора. Поэтому, исходя их личных пожеланий, можно запросить личную медкнижку на бумажном носителе или в электронном виде.

С 1 сентября 2025 года планируется полностью прекратить выдачу классических ЛМК. Это означает, что уже полученные бумажные версии допустимо использовать, пока не закончатся страницы. Но затем нужно будет оформить медкнижку исключительно в электронном виде.

Что указывается в ЭМК

По решению Министерства здравоохранения был скорректирован только формат документа. В остальном никаких глобальных изменений нет. Поэтому медкнижка в электронной форме стандартно содержит:

  • стандартный перечень информации о владельце;
  • сведения о работодателе, включая наименование, ИНН и ОГРН;
  • отметки в случае смены рабочего места с указанием даты, должности и названия организации, выступающей в роли работодателя;
  • данные о перенесенных инфекциях и пройденной вакцинации;
  • заключения врачей, полученные во время медосмотра;
  • результаты лабораторной и инструментальной диагностики.

Плюс в электронной медкнижке указывается дата прохождения каждого комплексного обследования и результаты гигиенической аттестации.

В каких сферах обязательно нужна медкнижка

Электронные личные медицинские книжки (ЭЛМК), как и классически бумажные бланки, относятся к категории именных документов. Они подтверждают, что у владельцев отсутствуют противопоказания по здоровью к участию в трудовой деятельности. Процедуру выдачи и заполнения, а также последующее использование ЭЛМК регулирует через соответствующие приказы и законодательные акты Роспотребнадзор, Минздрав и Минздравсоцразвития России.

Наличие санкнижки считается обязательным для тех, кто задействован в изготовлении, хранении, перемещении и реализации продуктов питания, питьевой воды и готовой пищи. Также это требование распространяется на лиц, занимающихся воспитанием и обучением детей, и работников сферы коммунального или бытового обслуживания граждан. Плюс медкнижку следует оформить для труда на вредном производстве.

Чтобы ознакомиться с примерным перечнем профессий, следует обратиться к приложению к приказу Минздрава № 29н. Причем нельзя забывать о том, что информация может периодически изменяться и обновляться при появлении новых приказов или дополнений к ним.

Что будет, если нет санитарной книжки

Роспотребнадзор регулярно осуществляет проверки организаций, сфера деятельности которых предполагает оформление санкнижек сотрудниками. Если обнаружится, что у кого-то нет ЛМК или в документе отсутствует одна из обязательных пометок, работник и работодатель получат штраф. Размер денежного взыскания зависит от ряда факторов, которые будут учтены представителем Роспотребнадзора.

В дополнение к штрафу сотрудник будет отстранен от работы, пока не пройдет процедуру оформления медкнижки. А если в организации обнаружатся множественные нарушения, ее могут временно или навсегда закрыть.

Сложнее ситуация обстоит, когда отсутствие ЭЛМК выявляют у сотрудника, который связан с вспышкой паразитарной или инфекционной болезни. В таком случае гражданин может получить не только внушительное денежное взыскание, но и назначение исправительных работ или тюремного заключения.

Как оформить ЭМК

Для создания электронной медкнижки нужно обратиться в центр гигиены и эпидемиологии. Сделать это можно лично или воспользовавшись сервисом Госуслуги. Причем второй вариант считается предпочтительным, поскольку так процесс проходит быстрее.

Следующий шаг для оформления санкнижки – комплексное обследование. Для этого нужно взять паспорт и направление от работодателя и обратиться в государственную или частную медицинскую организацию, у которой есть лицензия на осуществление периодических медосмотров.

Здесь сразу нужно отметить, что в обоих случаях консультации врачей и проведение диагностических манипуляций – платные услуги. Поэтому существенная разница будет только в продолжительности обследования.

Так, в государственном учреждении на полный медосмотр потребуется около 2 недель. Но зачастую этот срок возрастает до 1,5 месяца из-за загруженности докторов и лаборатории, а также специфики работы организации. А в частной клинике пройти медкомиссию можно на 3-5 дней. Причем зачастую на осмотры и сдачу анализов достаточно одного дня, а остальное время нужно, чтобы получить результаты диагностики. Такая разница в скорости связана с тем, что в частной клинике для каждого пациента формируется персональный график обследования.

После оплаты медосмотра на руки будет выдан обходной лист, в котором содержится информация о том, какие врачебные консультации и диагностические манипуляции необходимы. Поэтому следующий шаг подразумевает посещение докторов, сдачу анализов и выполнение необходимых лабораторных и инструментальных исследований. Все результаты будут внесены в единую государственную информационную систему здравоохранения, а затем в саму медкнижку.

Заключительная часть оформления личной электронной санкнижки – гигиеническая аттестация. Это означает компьютерное тестирование из 25 вопросов, пройти которое можно очно в центре гигиены и эпидемиологии или дистанционно. На этом процесс оформления санкнижки завершается и человек может приступить к трудовой деятельности.